Вернуться к алгоритму

Шаг 3. Ставим цели и задачи воспитания

Зачем это нужно и как лучше всего это сделать?

Часто педагоги, организующие воспитательный процесс в школе, считают, что постановка целей и задач (или, другими словами, планирование результатов) воспитания – шаг в значительной мере формальный, а потому и не столь значимый. Это не совсем верно, поскольку целеполагание придаёт осмысленный характер всей дальнейшей работе педагога с детьми, а значит, делает её более качественной. Как это сделать грамотно?

Для того, чтобы процесс осмысления педагогом целей своей профессиональной деятельности не оказался в действительности формальным, его следует начать с попытки честно ответить самому себе на некоторые вопросы: «Ради чего на самом деле я работаю с детьми? Ради чего провожу уроки, беседы или классные часы; беру на себя руководство кружком или факультативом; веду ребят в поход или готовлю вместе с ними школьный спектакль?» Именно с ответов на них начинается настоящий процесс постановки целей и планирования результатов профессиональной деятельности педагога.

Затем свои ответы нужно постараться упорядочить, представив в виде удобной для практического применения модели. Здесь вам поможет примерная программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования РАО по заданию Министерства просвещения Российской Федерации. Обратимся к ней.

Зачем это нужно и как лучше всего это сделать?

В программе целью воспитания в образовательных организациях провозглашается личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Как видим, программа воспитания акцентирует внимание на различных аспектах личностного развития школьников, на его частных составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, это усвоение ребенком социально значимых знаний, то есть знаний о тех объектах и явлениях, которые считаются значимыми в окружающем его обществе, которые ценятся в нем более всего. Такие знания помогут растущему человеку лучше ориентироваться в жизни этого общества, понимать, на каких ценностях оно базируется, что в нем считается нужным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы формы социально одобряемого и социально неодобряемого поведения. Это те знания, без которых он рискует вести себя в обществе неадекватно ожиданиям этого общества, другими словами, - как слон в посудной лавке. Все это можно назвать когнитивной, знаниевой стороной процесса личностного развития ребенка. Задумаемся, какие именно социально значимые знания мы хотим передать своим воспитанникам? Что мы считаем важным для них? Без каких знаний мы не мыслим их полноценного личностного развития? Ответы на эти вопросы станут первым шагом конкретизации представленной в программе общей цели воспитания и формулировании на ее основе своей, частной, конкретной цели.

Во-вторых, это развитие социально значимых отношений ребенка, то есть позитивных отношений к тем объектам и явлениям, которые признаются в окружающем его обществе ценностями. Развивая в себе такие отношения, ребенок получает больше возможностей для гармоничного вхождения в общество, в сложившуюся в нем систему социальных отношений. Это можно назвать реляционной, отношенческой стороной процесса личностного развития ребенка. Спросим себя, какие именно отношения мы хотели бы развивать в своих воспитанниках? Какие из этих отношений важны для них в их нынешней и будущей жизни, а какие, может быть, нет? Что необходимо ценить сегодня, а что – считать неприемлемым? На что из всего этого мы в состоянии повлиять как педагоги? Хотим ли повлиять? И будем ли предпринимать такие попытки? Отвечая на все эти вопросы, мы делаем второй шаг в конкретизации представленной в программе общей цели воспитания и формулировании на ее основе своей, частной, конкретной цели.

В-третьих, это приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального взаимодействия людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка. По сути, речь здесь идет о предоставлении ребенку возможности попробовать себя в реальных социально значимых делах. В какие именно социально значимые дела вы считаете важным вовлекать современного школьника? Какой именно опыт он должен, на ваш взгляд, приобрести? Что для этого в состоянии сделать ваша школа, ваши педагоги? Ответы на эти вопросы будут третьим шагом конкретизации представленной в программе общей цели воспитания и формулировании на ее основе своей, частной, конкретной цели.

Итак, ответы на эти три группы вопросов станут формулировками именно ваших, конкретных целей воспитания.

Как сформулировать собственные задачи воспитания?

Постановка задач воспитания должна логично вытекать из выявленных проблем и определяться поставленными целями. Определяя задачи, педагоги определяют направления предстоящей работы по совершенствованию основных условий, влияющих на личностное развитие школьников. Другими словами, то, что поможет им в достижении целей.

Рассмотрим пример

Обычно педагог формулирует цели воспитания, отталкиваясь от тех конкретных проблем личностного развития школьников, с которыми он работает (при условии, что его взгляд на эти проблемы совпадает с мнением его коллег). Таких проблем может оказаться несколько – две, три, четыре, пять…

Предположим, что одной из таких проблем педагог (пусть это будет классный руководитель) считает проблему экологической культуры школьников и излишней потребительской ориентации их поведения. Сегодня многие специалисты – врачи, психологи, социологи, педагоги - отмечают, что общение детей с техникой вытесняет их общение с людьми, с животными, с природой. Привязанность и любовь к технике все больше заменяет собой привязанность и любовь к живому. Ценность технического в сознании подрастающих поколений начинает затмевать собой ценность живого! Природа сегодня более чем когда-либо воспринимается не как естественная среда нашего обитания, а как, прежде всего, ресурс. Характерный для общества потребления принцип отношения к вещам «попользовался-наскучило-бросил» переносится и на отношение к природе. Искусственный, технический, по сути, мертвый мир сегодня постепенно теснит мир живой: и не только в географическом пространстве (природные ландшафты, являющиеся естественной средой обитания многих биологических видов, съеживаются под натиском урбанистических ландшафтов, пригодных для жизни только одного из них) но и, что более печально, в сознании подрастающих поколений.

Предположим, что классный руководитель решает среди прочего сосредоточить свою работу на развитии экологического сознания школьников и привитие им культуры умеренного потребления. Как тогда он может сформулировать свои профессиональные цели и задачи? Например, так:

Цели (планируемые результаты) воспитательной работы классного руководителя: личностное развитие школьников, и в частности:

  1. усвоение ими знаний об основах экологической культуры человека и социальной опасности неумеренного потребления;
  2. развития их ценностного отношения к природе;
  3. приобретение ими опыта природоохранных дел.

Задачи воспитательной работы классного руководителя:

  1. организация серии информационных классных часов о проблемах современного общества потребления и его негативного воздействия на природу;
  2. проведение экскурсий и туристских походов на природу;
  3. использование воспитательного потенциала бесед и дискуссий о проблемах экологии;
  4. организация социально ориентированных природоохранных акций.

Важно помнить!

Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.

Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным. Форсирование достижения этой цели нежелательно. Представим себе такую ситуацию: классный руководитель решил вовлечь своих воспитанников в социально значимые дела и для этого организовал в своем классе волонтерский отряд, призванный оказывать посильную бытовую помощь пожилым одиноким людям. Замечательное дело, важное, полезное, социально значимое! Но насколько успешными будут эти дела, если школьники не усвоили элементарные знания о нормах общения с пожилыми людьми, если они не понимают, что такое старость и одиночество, что чувствует одинокий человек, как он живет, какие проблемы испытывает и в чем действительно нуждается? Смогут ли эти волонтерские дела действительно дать детям важный жизненный опыт, если у школьников не сформировано ценностное отношение к пожилым людям, уважение к старости и к старикам? Думается, что вряд ли…

В то же время не следует воспринимать названные выше три аспекта личностного развития школьника как то, что требует обязательно трех разных временных этапов организации работы с детьми. Это не так. Иногда благоприятные условия для достижения всех трех составляющих цели воспитания могут быть созданы педагогом и в рамках одного и того же дела или цикла таких дел.

А теперь формулируем сами

Итак, сформулируйте собственные конкретные цели воспитательной работы с вашими школьниками и впишите их в соответствующие ячейки ниже. Если затрудняетесь, вам помогут "Образцы формулировок целей воспитания".

Цель моей воспитательной работы - личностное развитие школьников, и в частности:

1
 
 
2
 
 
3
 
 

Теперь сформулируйте задачи воспитательной работы с вашими школьниками и впишите их в соответствующие ячейки ниже.

Задачи моей воспитательной работы:

1
 
 
2
 
 
3
 
 
4
 
 
5